- Наша надежда - на маловероятное. Если внимательно вглядеться в историю, то все решающие сдвиги были маловероятными. Так рождались не только мировые религии. Все великое было когда-то невероятным.
- Человек, конечно, может творить. Ну, вот мы и натворили. Но ведь мы и сотворили!
- Полнота бытия невозможна без единства страдания и радости. Они все время переливаются друг в друга. И когда мы смотрим прекрасный спектакль, слушаем музыку Баха, смотрим на иконы Рублева, там же всюду переливание страдания в радость и радости в страдание. И это мы призваны удержать в себе, и это есть оправдание того, что происходит.
- То, что у нас обычно называют народом, совсем не народ, а мещанство. Есть русские черты, идущие от богатырских эпох: широта, удаль, беззаботность. И есть русское холуйство, русское хамство. Есть черты, складывающиеся в церкви: женская кротость, всепрощение. И черты, складывающиеся на конюшне. Как все это соберется вместе? На войне, когда начальство разрешает быть храбрым, русский мужик расправляется и становится человеком. В мирное время, когда начальство ему это не дозволяет, он теряет уважение к себе, подлеет, пьет, спьяну куражится.
- "Чистая совесть" - конечно, уловка дьявола. Но чувство своей вины - путь к чистоте совести.
- Мы все - еще незаконченные люди. Процесс сотворения человека еще продолжается. Человек еще творится. И чтобы он сотворился, нам нужны большие внутренние усилия.
- Наивно представлять, что добро и зло идут друг на друга как два войска с развернутыми знаменами. На самом деле добро не воюет и не побеждает. Оно светит на всех и охотнее держится на стороне побежденных. А то, что воюет, всегда причастно злу.
- Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах - и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики.
Григорий Померанц.