Размышляя о возможности программирования событий своей жизни, вплоть до даты ее окончания, вспомнила Томаса Манна и его "Доктора Фаустуса". Считается бесспорным тот факт, что герой книги, композитор Адриан Леверкюн, продал душу дьяволу за 24 года плодотворной творческой жизни. Для меня этот вопрос остается открытым. Я вполне могу предположить, что композитор все себе вообразил и заложил тем самым мину замедленного действия под свое, хотела написать "существование", но есть что-то растительное в этом слове, так что пусть будет пребывание на земле.
Сама книга потрясла меня еще и тем, что в ней многократно даются подробнейшие описания музыкальных произведений, которых, по идее, не должно быть, это выдумка автора. Собственно, это и понятно из сюжета. Но суметь ТАК передать все тонкости партитуры, темпа, замысла, инструментовки того, чего нет! Это как минимум надо слышать внутренним слухом! Поразительно!
И вот еще о музыке такой кусочек. "Никогда я так остро не сознавал преимущества музыки, которая ничего не говорит и говорит все, перед одномыслием слова, более того, защитную необязательность искусства по сравнению с обнаженной прямотой и непреложностью исповеди."Да, я тоже так понимаю музыку, она доносит гораздо больше, нежели любое произнесенное выражение, и ее воздействие гораздо мощнее, для меня.
А еще я понимаю, что здорово пристрастилась к немецкой литературе. Вот уж не ожидала!